1

Тема: Суд: Сроки хранение карточек по уголовным делам правомерны

Решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ14-790 было вынесено в сентябре 2014 года.
Суть спора
Гражданка обратилась в Информационный центр Управления МВД России по Магаданской области с просьбой уточнить место осуждения ее родственника с целью розыска приговора. Ей было сообщено, что учетная архивная карточка ее родственника отложена к уничтожению на основании оспариваемого нормативного правового акта, который не опубликован и затрагивает, по мнению гражданки, права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Речь шла о «Наставлении по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденном совместным приказом Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы, Следственного комитета, Генеральной прокуратуры от 12 февраля 2012 года № 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп.
Для справки: Данный нормативный правовой акт был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ только 21 марта 2014 года, т.е. через два года после утверждения совместного приказа.
Гражданка обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта, поскольку он официально не опубликован, что противоречит Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она просила признать недействующим подпункт «г» пункта 15 приложения № 1 к Наставлению, которым установлен срок хранения учетных документов.
Позиция Верховного Суда РФ
Представители заинтересованных ведомств пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий государственных органов, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан.
Наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах) и имеет межведомственный характер. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.
Нормативный правовой акт имеет гриф «для служебного пользования», поскольку содержит служебную информацию, определяющую основы организации и тактики проведения осуществляющими оперативно-розыскную деятельность органами оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
По мнению суда, доводы гражданки о противоречии оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству по мотиву его неопубликования являются несостоятельными.
Суд отметил, что правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, содержатся в приложении №1 к Наставлению. Наставление предусматривает срок хранения учетных документов в пофамильных картотеках. Учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-б хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предусматривает, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (статья 5). Федерального закона, который бы устанавливал постоянное хранение учетных алфавитных карточек, не имеется.
Верховный Суд РФ признал, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и оставил без удовлетворения заявление гражданки.
Источник: Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli … B;n=408954

С Уважением
Дмитрий Левиев
НП ПСИБ Библиотека НПС